Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Официальный
туристический портал
Мурманской области
Russian English Chinese (Traditional)

Сейды

Это не просто камни. И это понятно уже с первого взгляда. Сейды словно парят в воздухе, огромные валуны держатся на небольших камушках. Не случайно их еще называют «летающие камни». И окружены они — заполярный Стоунхендж - флером тайны.

Найти их можно по всему Кольскому полуострову, как наследие тех, кто населял его много веков назад, - протосаами. Особенно много их у горы Кучинтундра, Ловозера, на сопке Волосяная.

 

Сейды считаются священными камнями саами. Возле них проводили различные ритуалы. У их подножия находили кости животных и оленьи рога, что говорит о жертвоприношениях.

 

Ученые и культурологи до сих пор спорят, как же именно создавались сложные композиции, когда огромный камень прочно стоит на несколько небольших (чаще всего три, при этом опора иногда приходится на самую неудобную часть камня, например, острую). Одни считают, что это рукотворные композиции. Другие, что создал их ледник. В пользу первой первой версии говорит то, что иногда сейды расположены кругами и в строгой последовательности. Например, на сопке Волосяная вблизи Кандалакши можно найти около 200 сейдов, которые словно опоясывают вершину. А вот скептики, выступающие за ледник, уверены, что у саами не было оборудования, чтобы поднимать многотонные валуны.

 

Королевский географ из Уппсалы И. Шеффер в знаменитом труде «Лаппония» в 1673 году писал, что сейды могут быть идоллами в честь богов северных народов. В первую очередь, бога охоты Сторюнкаре. «Эти камни грубы и никак не оформлены, но они воздвигают их и делают, таким образом, статуи Бога меж скалами, на горах, на берегах рек или близ троп», - считал исследователь. Академик Б. Рыбаков предполагал, что сейд символизирует волшебную мельницу Сампо из эпоса «Калевала».

 

Еще одна загадка - это происхождение названия «сейдов». По одной из версий, слово переводится как «волшебство» или «Божественность». Существует легенда, что в сейдах могут жить души саамских шаманов — нойд. Хотя при этом в дошедшей до нас германо-скандинавской мифологии сейд считался исключительно женской формой магии. Практиковавшие подобное занятие женщины назывались «Вёльвами». А Богиней сейда была Фрейя. 

 

Лихенометрическая методика датировки по эпилитным лишайникам, неоднократно проводимая на мегалитических комплексах Скандинавии и Кольского полуострова, дает минимальный возраст камней сейда около 8-10 тыс. лет. То есть речь идет о материальных свидетельствах древней арктической культуры. 

Места поблизости